Пятница, 29.03.2024, 13:49
people
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Учёба » Психология » Наука быть позитивным! (Любят не за деньги, а за умение улыбаться и дарить счастье))
Наука быть позитивным!
Элли=)Дата: Вторник, 30.09.2008, 19:41 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Модераторы
Сообщений: 18
Репутация: 2
Статус: Offline
Ответить на вопрос «Зачем быть оптимистом?» несложно.
Пожалуй, лучше других это удалось знаменитому политику Уинстону Черчиллю: «Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности». Кто же такой оптимист? Принято считать, что это человек, верящий, что в будущем его ждет больше хороших событий, чем плохих, и что его действия приведут к достижению поставленных целей. Но оптимизм проявляется не только в тональности наших прогнозов на будущее, но и в том, как мы воспринимаем события настоящего и прошлого.

Наша жизнь во многом зависит от того, как мы сами ее оцениваем – вкладываем ли мы в происходящее положительный или отрицательный смысл. Первыми об этом начали писать древнегреческие философы-стоики: Эпиктет, к примеру, говорил, что нас расстраивают не наши невзгоды, а то, как мы к ним относимся. Об оптимизме писали Готфрид Лейбниц, Вольтер, Артур Шопенгауэр, эту тему исследовали в своих произведениях Даниэль Дефо и Лев Толстой. Вслед за философами и литераторами изучением оптимизма начали заниматься психологи.

Успех и беспомощность

Первым шагом стали исследования психологических механизмов успешности. В середине 1960-х годов американский психолог Джулиан Роттер (Julian Rotter) предположил, что люди, возлагающие ответственность за события собственной жизни в первую очередь на самих себя, как правило, более активны и добиваются большего, чем те, кто склонен винить во всем внешние обстоятельства.

Американского психолога Бернарда Вайнера (Bernard Weiner) заинтересовал другой аспект: почему одни люди, столкнувшись с неудачами, быстро сдаются, а другие не прекращают усилий, несмотря ни на что? Он предположил, что это напрямую зависит от того, в чем они видят причину своих успехов и неудач. В процессе исследований, например, оказалось, что дети, хорошо успевающие в школе, верят, что их достижения – результат их способностей, а спорадические провалы связывают с тем, что недостаточно постарались. Те же, кто учится не так хорошо, каждый свой успех объясняют легкостью задачи или случайным везением, а неудачи приписывают недостатку способностей.

Однако наибольший вклад в понимание оптимизма внес Мартин Селигман (Martin Seligman) – профессор Пенсильванского университета (США). К этой проблематике он пришел через изучение депрессии и пессимизма: его отца парализовало, и Селигман стремился понять, почему спокойный и уравновешенный человек может так быстро потерять интерес к жизни.

С помощью ряда экспериментов Селигман выявил и описал явление так называемой выученной беспомощности у животных и людей. Суть его состоит в том, что, подвергаясь на протяжении некоторого времени неприятным воздействиям и не имея возможности их контролировать, большинство испытуемых постепенно приходят к выводу о бессмысленности усилий и сдаются. Даже когда возникает возможность избежать страданий, они продолжают пассивно терпеть, не предпринимая попыток что-то сделать. Эти исследования навели Мартина Селигмана на размышления о том, можно ли посредством осознанных усилий сформировать оптимистический стиль мышления. Результатом его изысканий стало создание позитивной психологии, которая изучает такие понятия, как «счастье», «оптимизм», «положительные эмоции».

Стиль объяснения

Почему одни люди легко становятся беспомощными жертвами обстоятельств, а другие упорно продолжают сопротивление? Этот вопрос привел Мартина Селигмана к выработке понятия «стиль объяснения» – таким термином он предложил обозначать способ, которым человек привык объяснять себе причины происходящего. Стиль объяснения может быть оптимистическим или пессимистическим. В стрессовых ситуациях именно от привычного для человека стиля объяснения зависит, сдастся ли он на волю обстоятельств или будет продолжать бороться. При пессимистическом стиле объяснения негативные события описываются личными, постоянными и универсальными характеристиками («Так будет всегда и со всем, к чему бы я ни прикоснулся»), и наоборот, позитивные события при пессимистическом стиле объяснения рассматриваются как случайные, временные и вызванные внешними причинами. Напротив, при оптимистическом стиле объяснения негативные события объясняются внешними, временными и конкретными причинами («Так сложились обстоятельства, это быстро пройдет»), а позитивные – как постоянные, универсальные и вызванные личностными причинами, например способностями.

На чьей стороне преимущество?

Оптимизм – это не просто отсутствие пессимизма, а качественно другое состояние. Оптимист не стремится контролировать все вокруг происходящее, но при этом верит, что он не марионетка в руках судьбы или других людей, а активный деятель, который может изменять окружающую реальность и от которого многое зависит. Согласно ряду исследований, проведенных в разное время различными учеными (в том числе Мартином Селигманом), оптимисты в среднем дольше живут и лучше поправляются после перенесенных операций, они уверены в себе, а также реже страдают душевными болезнями. У оптимистов выше удовлетворенность своей семейной жизнью, больше друзей, они чаще нравятся окружающим. Они успешнее в карьере и более склонны к созданию креативных идей. Это вполне закономерно: мышление человека, не имеющего обыкновения зацикливаться на плохом и привыкшего находить выход из любой ситуации, более гибко, свободно и открыто. Пессимисты тоже бывают успешны в своей деятельности, но при прочих равных оптимист всегда добивается большего: для него неудача при решении одной задачи не означает невозможности справиться с другими.

Научиться оптимизму

Тот или иной стиль объяснения формируется у каждого из нас с самого раннего детства: наблюдая за тем, как мать и отец реагируют на события своей жизни, мы бессознательно усваиваем и перенимаем родительские модели поведения. Еще большую роль играет обратная связь: в зависимости от того, как мама воспринимает действия своего ребенка, считает ли его неудачи катастрофой, он и сам в будущем станет оценивать происходящее. Для преодоления устоявшихся стереотипов требуется время, и все же «переучиться» можно. Это можно делать осознанно (с помощью специальных пособий или психотерапевта) или стихийно: так, человек, выросший с пессимистичными родителями, может после свадьбы попасть в семью оптимистов, неосознанно перенять их стиль объяснения и в итоге почувствовать себя более счастливым. Все множество жизненных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, можно разделить на те, которые мы способны контролировать, и те, которые нам неподвластны. Наиболее рациональный способ их восприятия удачнее всего сформулирован в известной протестантской молитве: «Боже, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что я не могу изменить, и мудрость, чтобы отличить одно от другого». Именно такой – реалистичный, но позитивный и открытый – взгляд на мир и может считаться отличительной чертой истинного, просвещенного оптимизма.

 
Анька)Дата: Вторник, 30.09.2008, 19:50 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 2
Статус: Offline
нуднова-то ))Светка))мне кажется....мона былоб написать эт намного проще..))Несомневаюсь..что ты сама можешь развить мысль на эту тему..зачем же всякие...заумные статейки:)я понимаю что проще взять и скачать с нета..))Но..эт уже не так уж интересно..(
 
Элли=)Дата: Вторник, 30.09.2008, 19:59 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Модераторы
Сообщений: 18
Репутация: 2
Статус: Offline
просто я для начала хочу чем то забить тему...а потом уже будет намного интереснее...поверь мне..)))))0
 
Форум » Учёба » Психология » Наука быть позитивным! (Любят не за деньги, а за умение улыбаться и дарить счастье))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024